Конференция Cybermarketing-2011

В минувшую пятницу, седьмого октября, в Большом концертном зале РАН прошла конференция Cybermarketing 2011 (которая в прошлые года носила название NetPromoter), посвященная теме поисковой оптимизации. Мероприятие проходило в течение всего дня и включало семь докладов от opinion-лидеров отрасли, а так же тематический круглый стол в конце дня. Безусловно, самым интересным докладом конференции был последний – доклад Кирилла Николаева, руководителя группы в отделе веб-поиска компании «Яндекс» – посвященный грядущим серьезным изменениям ранжирования коммерческой выдачи. Обо всем по порядку.

Съезд партии сеошников России

Конференция, как ее назвали на самом популярном сеошном форуме, «Съезд партии сеошников России», удалась. В отличии от подобных мероприятий по интернет-тематике, видно было внимание к деталям. Организационную часть не сравнить, например, с РИФ-ом, где уже устоялось правило «Дали бейджик — крутись как хочешь». Хорошо подобрана площадка, никакого намека на нехватку места, замечательно организовано питание, раздаточные материалы содержали все необходимое и не были перегружены рекламой. Оргкомитет сработал на отлично.

А вот программному комитету есть над чем поработать. На мой взгляд, значительная часть докладов, вопреки заявлениям в анонсах, носила рекламный характер. Немало было и «воды» – ностальгия о прошлом, абстрактные кейсы, неиссякаемая критика Яндекса. Интерес вызвали лишь два доклада. Первый – Сергея Людкевича (начальник отдела аналитики WebEffector), рассказавший о нюансах алгоритмов ранжирования. Некоторые тезисы доклада, по моему мнению, весьма противоречивы. Например, Сергей озвучил нарастающую тенденцию снижения положительных эффектов и рост отрицательных от использования тегов разметки документа (в том числе, тегов заголовков h1–h6).

Несмотря на то, что доклад смотрелся содержательно на фоне предыдущих, он был рассчитан больше на начинающих оптимизаторов. Оно и немудрено, система Seopult (и аналогичные) исчерпала каналы привлечения новых пользователей. Обучение и «выращивание» новых клиентов, похоже, единственный эффективный путь их дальнейшего развития. Подтверждение тому – многочисленные образовательные активности крупнейших игроков рынка.

Ранжирование коммерческих сайтов

Закрывающим докладом конференции было выступление Кирилла Николаева, руководителя группы в отделе веб-поиска компании Яндекс. Безусловно, это была самая интересная и содержательная часть. Несмотря на то, что Яндекс никогда не расскажет нам о том, как работает поиск и презентация Кирилла изобиловала выражениями «кое-что еще» и «то, о чем мы вам не расскажем», все-таки в ней было много полезного.

Основными тезисами его доклада были:

  • Призыв к переходу от SEO, вычислений формулы ранжирования и накрутки ее факторов к полноценному интернет-маркетингу;
  • Яндекс – не рекламная площадка для владельцев сайтов, а инструмент для поиска информации в интернете обычными пользователями;
  • Принцип ранжирования коммерческой выдачи будет изменен.

На третьем пункте я хочу остановиться подробнее, потому что Кирилл предоставил, на мой взгляд, чуть больше информации, чем Яндекс это делает обычно.

Мы знаем о том, что при ранжировании поисковой выдачи Яндекс использует огромное количество факторов (это и ссылки, и содержание страниц сайта, и название домена, и его возраст и сотни других). И это работает, когда поиск носит информационный характер. С появлением денег в интернете ситуация изменилась. При грамотной работе оптимизатора в конкурентных тематиках релевантность и качество сайтов отходят на второй план, на первый выходят бюджеты на поисковое продвижение.

Критерии качества коммерческого сайта

Одним из ключевых моментов доклада, которые я отметил для себя, было заявление Кирилла о том, что значимость факторов ранжирования в коммерческой выдаче будет изменяться, в зависимости от нововведений, обозначенных на этом слайде:

Критерии качества коммерческого сайта

Итак, теперь Яндекс будет оценивать качество самих сайтов. Какие-то процессы можно автоматизировать. Например, в примерах первого пункта стоят денежные транзакции (Яндекс.Деньги?) и передача персональных данных (без передачи данных «Метрики» и «Бара» тут не обойтись).

Удобство выбора, то самое юзабилити, проверка на которое на текущий момент, по заявлениям Яндекса, официально распространяется на наличие и расположение рекламы на сайте, почти наверняка будет дополняться анализом поведенческих факторов, достижения целей сайтов и работой т.н. «Ассессоров». Специальных сотрудников, отсматривающих и оценивающих сайты. В кулуарах конференции были обсуждения того, что для определения качества юзабилити и дизайна существуют целые «чеклисты» по которым проходит ассессор, оценивая субъективные стороны восприятия сайта.

Бурю негодования вызвал третий пункт – оценка ожидаемого качества оказания услуги. В интернете нередки случаи, когда владельцы сайтов не оказывают услуг и не имеют товаров в наличии, а являются, по сути, центрами агрегирования заказов, посредниками, а не редко и вовсе – мошенниками (вспомним бесконечные риэлторские конторы). Качество самой услуги в этом случае (даже с помощью телефонного звонка) оценить невозможно, тем не менее, на ранжирование оно будет влиять.

Все давно работает

Как водится, после объявления о чем-либо Яндексом можно сделать вывод о том, что анонсированный функционал работает уже около полугода и вполне себе обкатан. Не стали скрывать это и сейчас. Вот один из слайдов про оценку доверия.

Оценка доверия коммерческих сайтов Яндексом

Выглядит логично, major-бренд с большой историей вызывает больше доверия, в построение которого вложено больше, чем в сайты в правой части слайда. Построение репутации в оффлайне занимает огромное количество средств и времени, почему это должно быть не так в онлайне?

Попробуйте сами

В конце доклада Кирилл предложил самостоятельно побыть асессором Яндекса и пройти небольшой тест по оценке сайта. Мои результаты совпали с большинством, хотя вопросы не всегда однозначны. Мое мнение – Яндекс движется в правильном направлении. Попробуйте сами, вот ссылка на тест: http://www.bit.ly/cybermarketing

Заключение

Мероприятие, безусловно, стоило посещения. Хорошая организация, немного подкачавшие доклады в первой половине дня, отличная возможность пообщаться с коллегами. Был рад пообщаться с Николаем Евдокимовым (руководитель системы Seopult), Наилем Байковым (ведущим телеканала МегаиндексТВ) и исполнительным директором обучающего центра «Нетология» Юлией Микеда. Следующая остановка – Russian Internet Week 2011.

Ссылки по теме

Мне важно ваше мнение!

Показалась ли вам интересной эта статья?
Это действительно важно для меня, спасибо за ваш ответ!

Спасибо!
Лайкни меня на Facebook!

Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите одну их этих кнопок: